+38 (044) 500-98-87

+38 (067) 401-77-80

+38 (067) 538-96-46

2219887@gmail.com

+38 (050) 387-08-09

                  Что нужно знать об электрощетках ЭГ ,МГ , М1 , Г

История возникновения, разновидности, особенности установки, выбора и эксплуатации

                        Определение и виды

Электрощетки элемент скользящего контакта генераторов и электродвигателей. Предназначены для подвода и отвода электротока на контактных кольцах двигателей и на коллекторах. Выделяют следующие классы электрощеток в зависимости от условий коммутации: угольнографитовые (угольнографитные); элекрографитные (электрографитированные); графитные (графитовые); металлографитовые (металлографитные); меднографитовые (меднографитные); металлографитовые (металлографитные).

           Особенности выбора электрощеток

1. Электрощетки выбирают в следующих случаях:

электрическую машину переводят на другой режим работы (изделия, которые использовали ранее, больше не обеспечивают корректное функционирование узлов токосъема);
проектируют новый электродвигатель;
комплект угольных щеток на работающем электродвигателе износился, а запасного нет.

2. На что обратить внимание

Главное, чтобыэлектродвигатели обеспечивали нужный режим работы для сопряженного с ними оборудования. При этом затраты на обслуживание и ремонт этих машин должны быть минимальными. Кроме того, необходимые условия выполняются, если изделия соответствуют следующим ключевым требованиям: прочность; минимум потерь энергии в скользящем контакте; обеспечение надежного контакта со всеми вращающимися элементами двигателя, отсутствие искрения; отсутствие искрения при переключении различных токов в замыкаемых секциях обмоток, качественный коммутационный процесс генераторов и электродвигателей; правильный материал (износоустойчивость, сохранность всех поверхностей скольжения коллекторов и контактных колец и отсутствие их износа).

3. Почему нельзя учесть все эти требования

Дело в том, что выполнить одно из требований часто можно только за счет другого. Так, четвертый пункт из списка выше возможен при использовании материалов на сажевой основе, однако они сильно подвержены износу. Поэтому выбор электрощеток непростая задача. Однако если к ней грамотно подойти, то можно рассчитывать на неплохие технико-экономические показатели работы электродвигателей и исполнительных механизмов (как и в целом всего предприятия).

                    Установка электрощеток

Перед установкой электрощетки рекомендуется выполнить следующие действия: очистить коллектор с помощью специальной шлифовальной бумаги от грязи, пыли и нагара; таким же образом очистить токосъемный узел.

Чтобы обеспечить как можно более надежный скользящий контакт, следует соблюдать рекомендуемый зазор между боковой поверхностью щетки и внутренней стенкой обоймы щеткодержателя. Также крайне рекомендуется проверять, не износились ли они. Если износ больше 20%, лучше заменить их (даже без предварительной пришлифовки), если выше, то рекомендуется приобрести новый комплект. Кроме того, не забывайте, что у угольной электрощетки провода не должны быть перекрещены или касаться друг друга, к отдельному болту должен крепиться каждый наконечник.

Причины плохой работы электротехнических щеток

Часто о ней могут свидетельствовать самые разные признаки. Обнаружить их можно при наблюдении за состоянием щеткодержателей, самих щеток и рабочих поверхностей коллекторов и контактных колец, элементов арматуры. Причем один и тот же дефект в работе разных деталей устройства может быть обусловлен рядом причин. В то же время одна из них может приводить к нескольким разным неполадкам.

На сегодняшний день список причин, которые вызывают нарушения работы скользящего контакта, выглядит примерно следующим образом:

♦запыленная или загрязненная газами атмосфера (речь о газах, вызывающих коррозию);
♦повышенное (выше атмосферного) воздушное давление под щеткой;
♦разные (неодинаковые) зазоры магнитной системы;
♦слишком большое или маленькое количество влаги в атмосфере;
♦чрезмерное количество разных химических веществ или наличие липких или клеящих веществ;
♦чрезмерный вес, легкость или твердость щетки;
♦оседание щеточной пыли между кольцами;
♦заедание электрощеток в щеткодержателях, а также заедания деталей в их механизмах;
♦неравномерное нажатие скользящего контакта, а также его свисания с контактных колец;
♦неровности на контактной поверхности элеткрощетки (они же воспроизводят неровности поверхности скольжения контактного кольца);
♦неравномерно распределенный нагрев различных участков кольца из-за неравномерного расположения скользящего контакта на кольцах синхронных машин;
♦небольшой угол наклона реактивных щеток;
♦высокие механические потери из-за слишком большой площади поперечного сечения;
♦неверная расстановка по окружности коллектора элеткрощеток;
♦некорректная установка скользящего контакта в радиальном направлении;
♦износ щеткодержателя;
♦слишком высокий пусковой ток;
♦неверный выбор тангенциального размера;
♦вибрация из-за дефектов в системе передачи;
♦проблемы с вентиляцией;
♦повреждения обмоток.
♦биение в генераторе или электродвигателе (особенно с вертикальным исполнением);
♦неправильный выбор марки элеткрощеток;
♦повреждение пайки уравнительных или витковых соединений;
♦несимметричное расположение скользящих контактов;
♦неправильный выбор уровня давления пружин щеткодержателей (или же оно завышено либо занижено);
♦плоские места (лыски) на поверхности кольца;
♦износ подшипника электромашины;
♦наличие вредных примесей в материале контактного кольца;
♦низкое качество скользящего контакта;
♦выбрасывание смазки;
♦продолжительная работа генератора или электродвигателя с нулевой или низкой нагрузкой;
♦периодические изменения нагрузочного тока (либо гармонические составляющие);
♦дисбаланс электромашины;
♦сильные колебания нагрузки;
♦перегрузка электромашины;
♦электромашина всегда останавливается в одном положении;
♦изоляция между коллекторными пластинами;
♦расшатанность фундамента машины;
♦недостаточная эластичность токоведущих проводов скользящего контакта;
♦неправильная обработка коллектора из-за дрожания резки;
♦химическое взаимодействие поверхности коллектора или кольца электромашины с материалом щеток у неработающей машины;
♦ошибки в выборе размера наконечников токоведущих проводов;
♦ошибки в выборе размера токоведущих проводов и их наконечников или их некачественное соединение;
♦соприкосновение токоведущих проводов с контактным кольцом;
♦слишком длинные токоведущие провода щетки;
♦слишком короткие токоведущие провода скользящего контакта.
♦деформация коллектора;
♦слишком низкое контактное сопротивление скользящего контакта;
♦слишком высокое контактное сопротивление;
♦неравномерное распределение электротока между параллельно включенными щетками;
♦чрезмерная заполированность контактной поверхности щеток и коллектора;
♦слишком жесткий материал токоведущих проводов угольной щетки;
♦местное биение пластин коллектора;
♦замкнутые пластины коллектора;
♦слишком низкая или высокая МДС добавочных полюсов;
♦большой зазор между щеткой и обоймой щеткодержателя;
♦большое расстояние между коллектором и нижней кромкой обоймы щеткодержателя;
♦МДС добавочных полюсов не отвечает положенным условиям работы;
♦наличие плоских мест (лыски) на поверхности коллектора;
♦фаски на пластинах коллектора совсем не сняты или сняты плохо.

Стоит помнить и об основных причинах перегрева щеткодержателей Обычно это

а) уменьшение удельного нажатия на электрощетки и частицы пыли, которые попали в щеткодержатель из окружающей среды (из-за частиц этой пыли могут появляться риски и задиры на внутренних стенках в обойме щеткодержателя);

б) неравномерное распределение электротока между электрощетками, включенными параллельно. Если выяснилось, что детали угольной щетки генератора или электродвигателя в плохом состоянии, нужно как можно скорее принять меры по устранению причин.

                    Из истории графитовых щеток

В первых электродвигателях напряжение или ток с вращающихся частей снимали с помощью пучка проволок. Внешне он напоминал метлу или щетку, из-за чего возникло такое название. Хотя сейчас эти устройства из набора проволок уже давно никто не использует. Со временем их стали производить или сетки или медной фольги, свернутых в рулон с с прямоугольным сечением. Они сохранились на некоторых старых типах двигателей, но их тоже больше не производят. Не получили распространения и пружины и ролики в качестве графитовых электрощеток. Поэтому прототипами современных МГ и ЭГ можно считать медносетчатые и фольговые электрощетки.